yaqir_mamlal ([info]yaqir_mamlal) wrote,
@ 2008-03-03 07:47:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:изба-читальня, социум

О темплерах, новые публикации
Занимаясь некогда темой арабских связей с нацистами и ролью гитлеровской Германии в стимуляции "палестинского национального движения", включая прямую поддержку арабского мятежа 1936-39 гг., я неожиданно для себя обнаружил, сколь значительной была в данном контексте роль темплеров - переродившейся пиетистской общины, членами которой начиная с 60-х гг. XIX века в Эрец-Исраэль было создано несколько успешных сельскохозяйственных колоний и городских кварталов.

С началом Второй мировой войны англичане интернировали темплеров, а затем, в 1943 году, депортировали их из подмандатной Палестины, главным образом - в Австралию. Имела место также и сделка по обмену европейских евреев на интернированных англичанами темплеров: благодаря ей спаслось около 550 узников Берген-Бельзена. Оставшееся в Эрец-Исраэль имущество темплеров отошло к Израилю и было учтено соглашением о репарациях от 1952 года, после чего израильское правительство перевело депортированным темплерам и их наследникам 54 млн марок.

В некоторый момент я спорил с кем-то в ЖЖ о степени охваченности темплеров идеологией нацизма и о реальных параметрах их участия в подрывной прогерманской активности накануне и во время 2МВ. Мне показалось тогда, что мой оппонент, как и многие израильские краеведы, подсознательно стремится к тому, чтобы по возможности преуменьшить значение данного эпизода в истории темплеров.

Не исключаю, что это связано с особым очарованием оставшегося от темплеров архитектурного и ландшафтного наследия. Всякому, кто бывал в Галилейском Бейт-Лехеме и в мошáве Аллоней-Абба (б. Waldheim), в иерусалимском квартале Мошавá Германит и в оставшихся от темплеров переулках на хайфском Кармеле, должно быть понятно, чтó я имею в виду. Экскурсоводам неловко водить туристов по этим живописным местам, уделяя слишком много внимания таким деталям, как деятельность Палестинской национал-социалистической партии, участие темплеров в объявленном Гитлером антиеврейском бойкоте, тайные поставки оружия, финансирование арабского террора или минирование темплерами ведущих к еврейским соседям дорог. Куда приятнее говорить о том, что темплеры стали первыми разводить в наших краях медоносных пчёл и сажать эвкалипты.

Особое очарование преображённого темплерами ландшафта отмечал уже в 1877 году Йоэль-Моше Саломон:

Мы обратили внимание на колонии, основанные около семи лет назад немцами из Вюртемберга: их строгий и изящный порядок, широкие улицы и прекрасные здания, напоминающие европейские города настолько, что всякому, кто путешествует здесь, должно показаться, будто он находится не в пустынной стране, а в давно обустроенной и уютной Европе. Всего нескольких лет хватило жителям этих колоний, чтобы увидеть плоды своих рук! И этот приятный вид одновременно наполнит еврейское сердце печалью и отрадой, тоской и надеждой.

Возрадуется еврейское сердце тому, что наша святая земля способна превратиться в сад Божий, лишь только коснется её умелая, работящая рука - так, что насытит она человека всеми благами, сверх самых смелых его надежд. И даже превосходит она европейские страны, подтверждение чему находим мы в том, что вот, чужого народа люди оставили свою родину и поселились здесь, в этой благословенной земле. Не поступили бы они так, если бы не нашли преимущества в ней перед своим отечеством! Но, с другой стороны, стыд покрывает наше лицо, как только припомним, что чужого народа люди первыми возжелали нашей святой земли, тогда как сами мы стоим в стороне и не спешим утешить нашу святую мать, жаждущую увидеть своих сыновей. Стоим, не желая снять вдовий покров с её лица.
Другой, менее симпатичный аспект отмеченной выше тенденции к преуменьшению роли темплеров в нацистской стратегии на Ближнем Востоке бывает, как мне кажется, связан с общим нежеланием израильской историографии рассматривать палестинский национализм в контексте его связей с гитлеровской Германией - связей слишком существенных для того, чтобы их трактовали как маргинальное, эпизодическое явление, полностью обусловленное политической конъюнктурой своего времени.

Вышедшая недавно книга Давида Кроянкера "Немецкая колония в Иерусалиме и улица Эмек-Рефаим" содержит отдельную главу "Под сенью свастики: 1933-1939", в которой приводятся многие не публиковавшиеся ранее свидетельства нацистского энтузиазма, охватившего темплеров с приходом Гитлера к власти в Германии. "Гаарец" посвятила вышедшей книге Кроянкера статью Далии Карпель "Свастики в Иерусалиме" (здесь она же по-английски - к сожалению, без иллюстраций), а в иерусалимском еженедельнике "Коль ѓа-зман" (местное приложение к "Маариву") на ту же тему вышла статья Ашера Кешера "Тёмная сторона темплеров".

Ещё о темплерах: в ивритской Википедии, о них же намного беднее в английской Википедии, заодно уж карта созданных темплерами поселений и о мошаве Бней-Атарот (б. Wilhelma) на Ynet. Говорят, что в ближайшем будущем должна открыться для посетителей реставрируемая часть поселения Сарона, территория которого отошла в основном под комплекс зданий ГШ в Тель-Авиве.

Upd: забыл включить сюда же, себе на память:

1. Людвиг Буххалтер, глава ПНСП, прожил более ста лет и умер в Австралии всего два года назад, ни в чём не раскаявшись. Получил от Израиля $60 тыс. в качестве компенсации за свой дом в Иерусалиме.

2. Кинотеатр "Лев Смадар" - бывший "Ориент" и затем "Эфрат", история бойкота и аренды.

3. Первое здание больничного комплекса "Биккур-холим" (уточнить, что за здание, ведь вроде бы в 1867 г. основана как еврейская больница); в 1937 г. - попытка увольнения еврейских врачей в рамках нацистского бойкота.

4. Лагерь "Шнеллер" - бывшая Сирийская больница и сиротский приют, основанный в 1860 г.; в тридцатые годы использовался как транзитный канал поставок оружия и боеприпасов арабам. В 1938 г. имела место попытка продажи объекта и перевода Сирийской больницы в монастырь Мар Элиас, поскольку "там вокруг церковные земли, которые никогда не будут проданы евреям".

5. Мельница и пекарня "Франк" - д. Бейт-Лехем 24. Совместное владение, затем отказ от партнёрства с евреями (Элиэзер Липман), затем тайное соглашение между интернированными немецкими хозяевами и бывшими еврейскими совладельцами: немцы обещают своё ходатайство Липманам на случай оккупации ЭИ Роммелем, евреи - помощь в послевоенном восстановлении Франков в правах.

6. Ссылки на архивные документы у [info]david_2.



(Post a new comment)


[info]idelsong
2008-03-03 09:50 am UTC (link)
Похоже, что Гитлер щедро кормил нацистские движения среди немецкой диаспоры. До России этот корм, понятно, не добирался, и поэтому о нацистских настроениях среди русских немцев я никогда не слышал.

А, кстати, о немецких погромах в 1941 году - знаю лично от пострадавших (г. Горький).

(Reply to this) (Thread)


[info]yaqir_mamlal
2008-03-03 09:52 am UTC (link)
Дело не только в прикорме. Власть идей.

(Reply to this) (Parent)


[info]sentjao
2008-03-03 09:51 am UTC (link)
Ну, они же немцы были, немецкие граждание. А немцы были почти все нацистами. Так же как в СССР все были коммунистами. Ну, это как мое пионерское детство.

(Reply to this) (Thread)


[info]mich_from_jrslm
2008-03-03 10:17 am UTC (link)
Да, но этнически русские граждане, скажем, Франции ведь не были в большинстве своем коммунистами.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]sentjao
2008-03-03 10:20 am UTC (link)
Так они и гражданами СССР не были. А тут нормальная немецкая колония с немецкими школами, в которых программа как в метрополии, с немецкими газетами, визитами, контактами, консульством, опекающим колонию и чиновниками, подчинющимися начальству в метрополии.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]yaqir_mamlal, 2008-03-03 10:21 pm UTC

[info]mfi
2008-03-03 11:16 am UTC (link)
То были политэмигранты. Французские аристократы, сбежавшие от первой французской революции, тоже были не сильно увлечены Наполеоном. Хотя даже там разное было - и у русских и у французов.

Интересно, а итальянская диаспора как к Муссолини относилась до середины 30-х?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]yaqir_mamlal, 2008-03-03 12:23 pm UTC
(no subject) - [info]ereyzer, 2008-03-04 02:48 pm UTC

[info]yozhik_
2008-03-03 10:15 am UTC (link)
Возможно, Вы имели в виду наш разговор год назад:
http://users.livejournal.com/yozhik_/118334.html

В принципе, подход Кроянкера к этой проблеме мне ближе всего.

Только всё же выскажу предположение, что большинство израильских экскурсоводов и краеведов занимают недвусмысленно отрицательную позицию в отношении темплеров.
В следующую пятницу, 14.03, я устраиваю экскурсию в Бней-Атарот (бывшую Вильгельму) с одним из таких гидов. Обещал показать офис гестапо и рассказать о находках на чердаке одного из домов. Цена - 60 шекелей с машины. Начало - в 9:00 у монумента на въезде в посёлок. Приезжайте.

(Reply to this) (Thread)


[info]yaqir_mamlal
2008-03-03 10:27 am UTC (link)
Кажется, действительно этот разговор. Спасибо за приглашение. Если уговорю жену, приедем на экскурсию.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]yozhik_
2008-03-03 10:32 am UTC (link)
Если соберётесь, пожалуйста, оставьте Ваш телефон. Если опоздаете, будем держать с Вами связь.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]yaqir_mamlal, 2008-03-03 10:38 am UTC
(no subject) - [info]yaqir_mamlal, 2008-03-13 04:43 pm UTC
(no subject) - [info]yozhik_, 2008-03-13 04:50 pm UTC

[info]nomen_nescio
2008-03-03 11:27 am UTC (link)
Офис чего?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]yozhik_
2008-03-03 11:50 am UTC (link)
"офис гестапо". это со слов гида. в литературе упоминаний о нём не встречал.

(Reply to this) (Parent)


[info]michaelko
2008-03-03 11:44 am UTC (link)
Интересная немецкая версия википедии, там о нацизме ничего.

(Reply to this) (Thread)


[info]yaqir_mamlal
2008-03-03 11:58 am UTC (link)
Да. Не обременяют читателя лишними подробностями.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]xaxachu, 2008-03-03 04:16 pm UTC
(no subject) - [info]yaqir_mamlal, 2008-03-03 06:13 pm UTC
Ёрнишать не надо;-) - [info]xaxachu, 2008-03-03 07:24 pm UTC
Вопрос остался открытым - [info]xaxachu, 2008-03-03 07:25 pm UTC
Re: Вопрос остался открытым - [info]yaqir_mamlal, 2008-03-03 10:12 pm UTC
(no subject) - [info]chenai, 2008-03-03 07:25 pm UTC
(no subject) - [info]yaqir_mamlal, 2008-03-03 10:20 pm UTC

[info]yoshke
2008-03-03 01:07 pm UTC (link)
Там почему-то целый раздел был закомментирован. Теперь его видно.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]yaqir_mamlal, 2008-03-03 01:12 pm UTC
(no subject) - [info]yoshke, 2008-03-03 02:41 pm UTC
Вот так видно - [info]yoshke, 2008-03-03 02:45 pm UTC
Re: Вот так видно - [info]xaxachu, 2008-03-03 04:26 pm UTC
Re: Вот так видно - [info]yoshke, 2008-03-03 05:17 pm UTC
(no subject) - [info]xaxachu, 2008-03-03 07:07 pm UTC
(no subject) - [info]i_drlis, 2008-03-03 08:50 pm UTC
(no subject) - [info]xaxachu, 2008-03-03 09:29 pm UTC
(no subject) - [info]i_drlis, 2008-03-03 09:49 pm UTC
(no subject) - [info]xaxachu, 2008-03-03 10:00 pm UTC
(no subject) - [info]i_drlis, 2008-03-03 10:07 pm UTC
(no subject) - [info]michaelko, 2008-03-03 02:06 pm UTC
(no subject) - [info]yoshke, 2008-03-03 02:43 pm UTC

[info]idelsong
2008-03-03 01:10 pm UTC (link)
Во французской сказано:

"Нацистски настроенные молодые тамплиеры (по-французски их так называют) участвовали, при поддержке вооруженных арабских группировок, в кровавых событиях 1936-39 гг."

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]yaqir_mamlal, 2008-03-03 01:14 pm UTC
(no subject) - [info]idelsong, 2008-03-03 01:24 pm UTC
(no subject) - [info]i_drlis, 2008-03-03 08:41 pm UTC
(no subject) - [info]xaxachu, 2008-03-03 09:30 pm UTC
(no subject) - [info]i_drlis, 2008-03-03 10:05 pm UTC
(no subject) - [info]yaqir_mamlal, 2008-03-03 10:15 pm UTC

[info]idelsong
2008-03-03 01:37 pm UTC (link)
См. здесь интересную статью про русскую фашистскую партию в Харбине.

http://ivanov-petrov.livejournal.com/798426.html
http://ivanov-petrov.livejournal.com/798555.html
http://ivanov-petrov.livejournal.com/798774.html

(Reply to this) (Thread)


[info]yaqir_mamlal
2008-03-03 01:43 pm UTC (link)
А данк.

(Reply to this) (Parent)


[info]pilpilon
2008-03-03 02:08 pm UTC (link)
3. Может имеется ввиду Немецкая больница ( сейчас ее здание присоеденено к бикур холим, красивое такое, на углу Штрауса)?

(Reply to this) (Thread)


[info]yaqir_mamlal
2008-03-03 05:45 pm UTC (link)
Наверное. Просто мне казалось, что оно с другими зданиями БХ однородно.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]pilpilon, 2008-03-03 08:01 pm UTC
(no subject) - [info]yaqir_mamlal, 2008-03-03 08:46 pm UTC
(no subject) - [info]pilpilon, 2008-03-03 10:49 pm UTC

[info]i_drlis
2008-03-03 08:35 pm UTC (link)
Благодаря рекомендации yozhik_, забрел к Вам. Темой темплеров вообще (а не только в Палестине)интересуюсь давно. Вопрос очень непростой и очень неоднозначный. Действительно, трактовка их "участия" в нацистском движении очень разнится в зависимости от национальности или места проживания исследователя.Израильским "пионером" в этой области был бывший "еврейский" полицейский британской полиции в Иерусалиме Хавив Ханаан.Практически сразу после становления государства он получил "карт-бланш" на разработку этой темы, которая имела несомненное политическое и экономическое значение, связанное как с конфликтом по поводу компенсаций, так и с оправданием "трансфера" темплеров.Ханаан опубликовал ряд работ, в том числе и книги, ставшие хрестоматийными для интересующихся темой израильтян.Меня не устраивает в его книгах многое, но главное "пронзительная" тенденциозность. Так, согласно его статистике, членами НСАДП были практически все (я утрирую самую малость), включая младенцев,записанных в Гитлерюгенд. Название главной его книги весьма символично-"Пятая колонна".
Работы же потомков темплеров, издающиеся в Австралии,наоборот, рисуют идиллические картины, в которых темплеры лишены вообще всяких политических интересов, что тоже, на мой взгляд, нереально.
В любом случае, мне очень интересно было прочитать Ваш пост (опять же, спасибо ежику)и не менее интересно ознакомиться с комментами к нему, среди которых есть очень и очень небанальные...
Буду рад переписке по этой теме со всеми интересующимися.

(Reply to this) (Thread)


[info]yaqir_mamlal
2008-03-03 10:10 pm UTC (link)
Не знаю, какой смысл Вы вкладываете в "получил карт-бланш". Хавив Кнаан был полицейским в Мошава Германит и непосредственным свидетелем происходивших там перемен, испытавшим на себе то, что другим, со стороны, не было так заметно. Это с его появлением немцы демонстративно приветствовали друг друга словами "Хайль Гитлер!", ему издевательски говорили о ждущей евреев участи и обещали германский флаг над Армон ѓа-Нецив. Понятно, что он не остался равнодушен к процессу нацификации темплеров. Можно, конечно, назвать это и "пронзительной тенденциозностью".

При этом, по моим впечатлениям, большинство израильских авторов, включая Кроянкера (судя по его высказываниям в беседах с Карпель и Кешером, книгу я пока не читал), отзывается о темплерах со значительным пониманием. На мой взгляд - совершенно избыточным. Что же до оправдания депортации, то в этом у израильтян не было острой необходимости, поскольку она почти полностью была произведена ещё англичанами в ходе 2МВ. Англичане и в 1МВ темплеров депортировали в Египет и на Кипр, но потом разрешили им вернуться. Столкнувшись повторно с той же проблемой, пошли до конца.

Всерьёз говорить о нейтралитете темплеров в 30-е годы, на мой взгляд, категорически невозможно. Они были в наибольшей степени завязаны на еврейский рынок, поэтому полный и моментальный разрыв связей с евреями был для них невозможен. Приходилось соблюдать минимальные внешние приличия, однако после 1935 года разрывались уже и связи, которые казались прежде незыблемыми. Было участие в политике антиеврейского бойкота, было массовое членство в нацистской партии (17% от общего числа принадлежащих к общине - это массовое членство), были портреты Гитлера чуть ли не в каждом доме, была пропаганда нацизма среди арабов, было голосование 99,5% за аншлюсс, были сотни уехавших воевать в вермахте с началом 2МВ. Наконец, были активные связи с разведкой Канариса и поставки оружия арабам.

С началом арабского мятежа в 1936 году последовало формальное решение о нейтралитете, и это понятно, поскольку мятеж был направлен также и против британских властей, но на практике это решение постоянно нарушалось: поставки оружия, укрывательство арабских террористов в колониях темплеров, тайные политические контакты с Высшим арабским комитетом, участие в организации арабских беспорядков в Тверии. Был даже устроенный немцами взрыв возле Аллоним, жертвами которого стали три молодых киббуцника.

Позже, в 1944 году, было участие в проводившейся немцами диверсионной операции Атлас. Помимо самих парашютистов из числа темплеров, прошедших подготовку в Германии, была и созданная на месте инфраструктура поддержки, а целью операции на минуточку было отравить источники водоснабжения Тель-Авива, взорвать электростанцию в Наѓараим, вывести из строя нефтепровод TAP line и поднять мусульманское восстание против англичан.

Это достаточно впечатляющие плоды "нейтралитета" для относительно небольшой общины. Публичная панихида по Гитлеру, сопровождавшаяся клятвами хранить верность его наследию, состоялась в Галилейском Бейт-Лехеме уже по окончании 2МВ. Почитайте в ивритской Википедии, очень поучительный текст.

Т.е. какой-то принципиальной неоднозначности я в вопросе о темплерах, в отличие от Вас, не нахожу. И то, что Кроянкер говорит в оправдание им о "коротком шестилетнем эпизоде в 80-летней истории темплеров", мне кажется странным. Нацистский "эпизод" в истории Германии был тоже не очень долгим - каких-то 11 лет, но мы почему-то находим его чрезвычайно существенным. Что же до темплеров, то они здесь, в отличие от немцев в Германии, не могут сослаться ни на абсолютное принуждение тоталитарного государства, ни на отсутствие сведений о Холокосте - с 1942 года и далее информация поступала.

При этом и я, несмотря на видимое наличие разногласий между нами, буду рад дальнейшему обсуждению этой и, возможно, не только этой темы.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]i_drlis, 2008-03-04 08:16 am UTC
(no subject) - [info]i_drlis, 2008-03-04 08:16 am UTC
(no subject) - [info]yaqir_mamlal, 2008-03-04 09:45 am UTC
(no subject) - [info]idelsong, 2008-03-04 10:53 am UTC
(no subject) - [info]yaqir_mamlal, 2008-03-04 12:06 pm UTC
(no subject) - [info]idelsong, 2008-03-04 10:57 am UTC
(no subject) - [info]yaqir_mamlal, 2008-03-04 12:04 pm UTC
(no subject) - [info]i_drlis, 2008-03-05 10:30 pm UTC
(no subject) - [info]yaqir_mamlal, 2008-03-06 07:18 am UTC
(no subject) - [info]i_drlis, 2008-03-06 08:59 am UTC
(no subject) - [info]yaqir_mamlal, 2008-03-06 09:35 am UTC
(no subject) - [info]i_drlis, 2008-03-06 11:53 am UTC
(no subject) - [info]i_drlis, 2008-03-04 01:08 pm UTC
(no subject) - [info]xaxachu, 2008-03-04 01:19 pm UTC
(no subject) - [info]xaxachu, 2008-03-04 09:09 pm UTC
(no subject) - [info]yaqir_mamlal, 2008-03-04 09:46 pm UTC
(no subject) - [info]xaxachu, 2008-03-04 10:37 pm UTC
(no subject) - [info]yaqir_mamlal, 2008-03-05 04:43 am UTC

[info]shimonb
2008-03-04 12:16 am UTC (link)
ячейки НСДАП были даже в советской Молдавии - их вежливо закрыли только в начале 1941 года...Советы аккуратно помогли немцам выехать в Рейх из МССР...

(Reply to this) (Thread)


[info]yaqir_mamlal
2008-03-04 07:42 am UTC (link)
И что?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]shimonb, 2008-03-04 08:44 am UTC
(no subject) - [info]yaqir_mamlal, 2008-03-04 09:55 am UTC
(no subject) - [info]shimonb, 2008-03-04 10:04 am UTC
(no subject) - [info]yaqir_mamlal, 2008-03-04 10:07 am UTC
(no subject) - [info]david_2, 2008-03-05 01:40 pm UTC
(no subject) - [info]yaqir_mamlal, 2008-03-05 03:35 pm UTC
Офф: Ещё одна любимая тема.
[info]ereyzer
2008-03-04 02:27 pm UTC (link)
http://www.haaretz.com/hasen/pages/ShArt.jhtml?itemNo=181051
?

(Reply to this) (Thread)

Re: Офф: Ещё одна любимая тема.
[info]yaqir_mamlal
2008-03-04 08:52 pm UTC (link)
Да уж. Тьмы (две тьмы) потаенных.

(Reply to this) (Parent)


Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…