yaqir_mamlal (yaqir_mamlal) wrote,
yaqir_mamlal
yaqir_mamlal

параллель

По случаю состоявшейся на 38-й параллели исторической встречи руководителей двух Корей вспомнилось, что в ходе большого раскола в киббуцном движении 38-й параллелью называли виртуальную (а иногда и прочерченную) линию в киббуцных столовых, по одну сторону от которой рассаживались сторонники социал-демократической МАПАЙ, по другую - сторонники социалистической МАПАМ. Бывало, что люди жестоко дрались у этой линии на глазах у своих детей. Их многое связывало в прошлом: общие идеалы, тяжелый труд, скудный хлеб, тяготы недавней войны, гибель общих товарищей, но в начале пятидесятых годов всё это отступило перед получившими небывалую остроту идеологическими вопросами: должен ли красоваться в классах киббуцной школы портрет т. Сталина? Допустимо ли воспитывать в детях убежденность в том, что "Советский Союз - наша вторая родина"? Верить ли обвинителям на Пражских процессах?  Позволительно ли признать антисемитский характер развернувшейся в СССР кампании по борьбе с "безродным космополитизмом"?

Мапайники читали выпускавшуюся Гистадрутом газету "Давáр" ("Слово"), в то время как у МАПАМ был собственный печатный орган "Аль ѓа-мишмáр" ("На посту"). Много позже, с закрытием газеты "Аль ѓа-мишмар" в 1995 году, в оставшемся от нее помещении на улице Хома у-Мигдаль в Тель-Авиве расположилась редакция "Вестей". От напостовцев нам достались несдираемые наклейки на стенах, дверях, оконных стеклах: "Осло" - МЕРЕЦ рулит - долой оккупацию - даешь демонстрацию.

Бен-Гурион, твердо определивший в 1949 году, что в "глобальном идеологическом споре между коммунизмом и демократией наше место на стороне демократии", публиковал в "Даваре"  резкие антикоммунистические статьи, подписывая их псевдонимом "С.Ш. Ярив". На страницах восхищавшейся советским опытом и мудростью сталинского руководства "Аль ѓа-мишмар" эти статьи встречали энергичную отповедь. О том, что за псевдонимом "С[абба] Ш[ель] Ярив" (= дедушка Ярива) скрывается премьер-министр, внука которого звали Ярив, в израильском журналистском сообществе было известно многим.

В 1950 году, с началом Корейской войны, Бен-Гурион предложил отправить в Корею для участия в боевых действиях на стороне сил ООН небольшое подразделение ЦАХАЛа численностью в 100-150 человек. Когда один из министров спросил его, как он отреагирует на возможную попытку левых партий начать вербовку добровольцев, желающих воевать в Корее на стороне коммунистического правительства, Бен-Гурион без колебаний ответил: "Мы посадим этих людей в тюрьму". Предложение отправить в Корею израильское подразделение было отвергнуто большинством министров, но Корейская война занимала заметное место в политическом сознании израильтян, и связанный с ней образ 38-й параллели неслучайным образом утвердился как один из символов раскола в киббуцном движении.

К тому времени все существовавшие в Израиле киббуцы и квуцóт (мн. число слова квуцá, которым когда-то называли малые сельскохозяйственные коммуны; в начале пятидесятых годов слова киббуц и квуцá уже были синонимами) принадлежали к одному из следующих объединений:

Ѓа-Киббýц ѓа-Арци "Ѓа-Шомер ѓа-Цаир" (Всеизраильский киббуц "Ѓа-Шомер ѓа-Цаир", с 1926 г.),
Ѓа-Киббýц ѓа-Меухáд (Объединенный киббуц, с 1927 г.),
Хéвер ѓа-квуцóт (Содружество квуцот, с 1925 г.),
Ѓа-Киббýц ѓа-Дати (Религиозный киббуц, под таким названием с 1938 г., фактически с 1928 г.).

В идеологическом отношении Ѓа-Киббуц ѓа-Арци был безраздельной вотчиной МАПАМ, тогда как Хевер ѓа-квуцот поддерживал Бен-Гуриона и МАПАЙ. В движении Ѓа-Киббуц ѓа-Дати преобладали далекие от левого радикализма сторонники религиозно-сионистских партий Мизрахи и Ѓа-Поэль ѓа-Мизрахи, поддерживавшие линию Бен-Гуриона в вопросах внешней политики и безопасности. Таким образом, реальным полем раскола стало движение Ѓа-Киббуц ѓа-Меухад, в котором сторонники МАПАЙ и МАПАМ обладали сопоставимым весом. Ко времени раскола в это движение входили 78 киббуцев.

Самым болезненным пунктом разногласий был характер школьного, дошкольного и внешкольного образования в киббуцах: мапайники утверждали, что их детям навязывается "большевистское воспитание", и отказывались мириться с этим в дальнейшем.  В мае 1951 года связанный с данной проблемой комплекс практических вопросов был вынесен на обсуждение состоявшейся в Нáане конференции Ѓа-Киббуц ѓа-Меухад; конференция отклонила предложения мапайников большинством голосов, после чего стало ясно, что дальнейшее сосуществование сторонников МАПАЙ и МАПАМ в  одних и тех же коммунах сделалось невозможным. Мапайники покинули конференцию и объявили о создании новой организационной структуры Ихуд ѓа-киббуцим ("Объединение киббуцев"), в которую из Ѓа-Киббуц ѓа-Меухад ушел 21 киббуц с преобладающим влиянием бен-гурионистов. Это были Айелет ѓа-Шахар, Афиким, Бейт ѓа-Эмек, Брор-Хаиль, Гильад, Дорот, Ифтах, Киннерет, Кфар-Блюм, Кфар-Гильади, Кфар ѓа-Наси, Мааган, Мааян-Барух, Мефаллсим, Неот-Мордехай, Рамат-Рахель, Тель-Йосеф, Ѓа-Он, Хацерим, Эйн-Зейтим, Эфъаль. В том же году Ихуд ѓа-киббуцим объединился со стоявшим на схожих позициях движением Хевер ѓа-квуцот, и за новым объединением закрепилось название Ихýд ѓа-квуцóт ве-ѓа-киббуцим, или просто Ихуд.

Три киббуца, Ашдот-Яаков, Гиват-Хаим и Эйн-Харод, раскололись надвое, и хотя идеологический повод к расколу давно утратил всякую актуальность, они поныне существуют порознь: Ашдот-Яаков Ихуд и Ашдот-Яаков Меухад, Гивъат-Хаим Ихуд и Гивъат-Хаим Меухад, Эйн-Харод Ихуд и Эйн-Харод Меухад. Бен-гурионисты из киббуца Гивъат ѓа-Шлоша покинули свою коммуну, в которой большинство осталось за сторонниками МАПАМ, и создали новый киббуц Эйнат, называвшийся на первых порах Гивъат ѓа-Шлоша Ихуд; вскоре к ним присоединилась группа мапайников из киббуца Рамат ѓа-Ковеш, где большинство также осталось за левыми. Схожим образом мапайниками, покинувшими Гват, был создан киббуц Ифъат.

Расколу сопутствовал обмен населением: из коммун, оставшихся в движении Ѓа-Киббуц ѓа-Меухад, в коммуны Ихуд ушли 522 взрослых мапайника и 571 ребенок; из киббуцев Ихуд в коммуны Ѓа-Киббуц ѓа-Меухад были вынуждены перебраться 274 взрослых сторонника МАПАМ и 223 ребенка. Нередко случалось, что линия идеологического раскола делила семьи, и тогда детям приходилось выбирать  между мамой и папой, Бен-Гурионом и Сталиным.

Непосредственный повод к расколу стал терять силу в январе 1953 года, когда с публикацией официального советского сообщения о "деле врачей" сомнения в безукоризненной мудрости кремлевского руководства появились уже и у тех, кто недавно еще бился за Сталина на 38-й параллели в киббуцных столовых. В 1956 году дополнительным ударом по израильским сталинистам, как и по их единомышленникам повсюду на Западе, стал ХХ съезд КПСС. Идеологическая разница между Ихуд и Меухад быстро истерлась, но в силу инерции эти структуры существовали раздельно до создания Объединенного киббуцного движения (Ѓа-Тнуá ѓа-киббуцит ѓа-меухéдет, сокращенно ТАКАМ) в 1980 году. Ѓа-Киббуц ѓа-Арци, в который входили 85 местных коммун, остался тогда отдельной организационной структурой. Давно отказавшись от просоветской ориентации, входившие в эту структуру коммуны сохраняли определенную социальную самобытность и выраженную идеологическую индивидуальность; их слияние с ТАКАМ последовало только в 1999 году.

С того времени в общем Киббуцном движении (Ѓа-Тнуá ѓа-киббуцит, слово "меухедет" из его названия пришлось выкинуть, поскольку оно содержало в себе нежелательную для Ѓа-Киббуц ѓа-Арци отсылку к ТАКАМ) насчитывается порядка 250 коммун, и единственной отдельной от него группой хозяйств соответствующего профиля теперь является объединение Ѓа-Киббуц ѓа-Дати, в которое входят 16 киббуцев и 7 коллективных мошавов (мошав шиттуфи). Разница между двумя последними типами хозяйств к настоящему времени практически исчезла и, более того, даже собственно киббуцы во многих случаях (не менее 73% по состоянию на 2011 год) прошли процесс частичной приватизации, связанный со введением дифференцированной зарплаты.
Tags: социум
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments